Выступление на педсовете по теме  «Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся»

    Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем, чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.

    Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

   А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

    Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:

-  использование субъектного опыта ребенка

-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору

-реализация детского творчества

-информационная база урока- развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

  На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт, консультант.

 Основные принципы личностно ориентированного подхода:

- самоактуализации

-индивидуальности

-субъектности

-выбора

-творчества и успеха

- доверия и поддержки

Используемые методы:

-Диалога

-Игровые

-Рефлексивные

-Пед.поддержки

-Диагностические

-Создания ситуации выбора и успеха

   При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности , которая воспитывает инициативность ( в данном случае выбор уровня)

 Целесообразность  поуровневого  обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации  образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

    В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов.  Нельзя давать научный материал как догму . Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовленную работу , где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.

 -  происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.

      Учитель формирует проблему , ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.

 - учителем ученику предоставляется возможность выбора работы

 

Основные различия уроков

 

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони­мается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают.

 

 

2. Деятельность учителя:

показывает, объясняет, раскры­вает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель. Развитие ребенка — абстрактное, попутное!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Деятельность ученика: ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторон­ними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажи­ма учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.

 

 

4. Отношения «учитель-ученик»

субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик — лицо второстепенное.

 

 

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний — результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке — постоянный диалог: учитель-ученик.

 

2.Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объяс­няет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предот­вращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтере­совывает, формирует мотивы учения: по­буждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

 

 

3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

 

 

 

 

 

 

4. Отношения «учитель-ученик»

субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения

 

   Школа - единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости с учетом законов развития. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я», дать компетентные рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.  Уникальность ситуации состоит в том, что школа – единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный для него период своего возрастного и личностного развития.