Спецификация (зкспертиза)
контрольной работы (пробного экзамена) по математике
для 9 класса за 2013 – 2014 учебный год
1.Назначение контрольной работы:
оценить уровень овладения учащимися 9 класса образовательными стандартами основной школы по математике;
проверить готовность учащихся к экзамену по математике;
выявить учащихся, требующих особого внимания при проведении заключительных консультаций по подготовке к итоговой аттестации;
выявить вопросы и задания, требующие дополнительных занятий.
2. Документы, определяющие содержание контрольной работ
Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов:
-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
-Приказ Минобрнауки России от 17,12,2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Математика. (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.);
-Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 кл. и Геометрия 7-9 кл./ Сост. Т.А.Бурмистрова.-М.: Просвещение, 2009;
-Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В. Дорофеев и др. - М.: Дрофа, 2000;
-Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации по математике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
-демонстрационный вариант экзаменационной работы.
3. Структура контрольной работы
Структура контрольной работы полностью соответствует структуре экзаменационной работы.
4. Характеристика работы:
Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть I), 4 задания повышенного уровня (часть II) и 2 задания высокого уровня сложности (часть II). Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».
Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части I – 8 заданий; в части II – 3 задания. Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части I -5 заданий, в части II – 3 задания с полным решением. Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий: все задания - в части I.
5. Распределение заданий по содержательным разделам, проверяемым умениям и способам деятельности
Выполнение контрольной работы по математике требует от учащихся применения специальных предметных умений. Эти умения проверяются на основе содержательных разделов курса математики основной школы.
В таблице представлена информация об общем количестве и типах заданий контрольной работы модуль «Алгебра» и «Геометрия».
5.1 Распределение заданий части I по разделам содержания
Название раздела содержания |
Количество заданий |
Числа и вычисления |
2 |
Алгебраические выражения |
2 |
Уравнения и неравенства |
2 |
Числовые последовательности |
1 |
Функции и графики |
1 |
Геометрические фигуры и их свойства |
1 |
Треугольник |
1 |
Многоугольники |
1 |
Окружность и круг |
1 |
Измерение геометрических величин |
1 |
5.2 Распределение заданий части 2 по разделам содержания
Название раздела содержания |
Количество заданий |
Алгебраические выражения |
1 |
Текстовая задача |
1 |
Функции и графики |
1 |
Треугольники и углы. |
1 |
Задача на доказательство |
1 |
Площадь трапеции и подобие треугольников |
1 |
5.3 Распределение заданий части I по требованиям
Название требования |
Количество заданий |
Уметь выполнять вычисления и преобразования |
2 |
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
2 |
Уметь решать уравнения, неравенства и их системы |
3 |
Уметь строить и читать графики |
1 |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
4 |
Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения |
1 |
Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов |
2 |
Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках |
2 |
Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин |
1 |
Осуществлять практические расчеты по формулам |
1 |
Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики |
1 |
5.4 Распределение заданий части II по требованиям
Название требования |
Количество заданий |
Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений |
1 |
Умение решать текстовую задачу на производительность |
1 |
Умение строить и читать графики функций |
1 |
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами |
2 |
Проводить доказательные рассуждения при решении задач |
1 |
5.5 Распределение заданий части I по категориям познавательной деятельности
Категория познавательной деятельности |
Число заданий |
Модуль «Алгебра» |
|
Знание/ понимание |
3 |
Применение алгоритма |
3 |
Применение знаний для решения математической задачи |
2 |
Модуль «Геометрия» |
|
Знание / понимание |
1 |
Применение знаний для решения математической задачи |
3 |
Рассуждение |
1 |
5.6 Распределение заданий работы по уровню сложности
Контрольная работа состоит из заданий трех уровней.
К необходимому базовому уровню относятся задания, позволяющие выяснить насколько учащиеся овладели знаниями и умениями на уровне стандарта. К программному уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько учащиеся овладели знаниями и умениями на уровне авторской программы. К максимальному уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания и умения в нестандартной ситуации, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.
|
Количество заданий |
Уровень сложности
|
Процентное содержание
|
Задания части I модуль «Алгебра» |
8 |
Базовый уровень сложности |
76% |
Задания части I модуль «Геометрия» |
5 |
Базовый уровень сложности |
|
Задания модуля «Реальная математика» |
7 |
Базовый уровень сложности |
|
Задания №21 и №24 |
2 |
Программный уровень сложности |
8% |
Задания №22 и №25 |
2 |
Повышенный уровень сложности |
8% |
Задания №23 и №26 |
2 |
Максимальный уровень сложности |
8% |
6 Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Для оценивания результатов выполнения работ используется общий балл. В таблице приводится система формирования общего балла
Максимальный балл за работу в целом – 38.
Задания, оцениваемые одним баллом, считаются выполненными верно, если указан номер верного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом), или правильно соотнесены объекты двух множеств и записана соответствующая последовательность цифр (в заданиях на установление соответствия)
Модуль «Алгебра» |
||||||
Максимальное количество баллов за одно задание |
Максимальное количество баллов |
|||||
Часть I |
Часть II |
За часть I
|
За часть II
|
За модуль в целом
|
||
№ 1 - 8 |
№21 |
№22 |
№23 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
9 |
17 |
Модуль «Геометрия» |
||||||
Максимальное количество баллов за одно задание |
Максимальное количество баллов |
|||||
Часть I |
Часть II |
За часть I
|
За часть II
|
За модуль в целом
|
||
№ 9 -13 |
№24 |
№25 |
№26 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
14 |
|
|
|
|
|
||
Модуль «Реальная математика» |
||||||
Максимальное количество баллов за одно задание Часть I. №14 - 20 |
Максимальное количество баллов за модуль в целом |
|||||
1 |
7 |
Минимальный результат выполнения работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трех модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика».
Шкала пересчета первичного балла за выполнение работы в целом в отметку по математике
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Суммарный балл за работу в целом |
0-7 |
8-15 |
16-22 |
23-38 |
7 Время выполнения контрольной работы
На выполнение работы отводится 235 минут
8 Условия проведения контрольной работы
Во время проведения контрольной работы (пробный экзамен) в аудиторию не допускаются специалисты по математике. Использование диной инструкции по проведению работы позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием.
9 План контрольной работы.
Контрольная работа составлена в четырех вариантах. Тексты заданий взяты из Банка заданий к ГИА по математике. Работа составлена по подобию демонстрационного варианта 2014 г.
Текст первого варианта прилагается
10 Дополнительные материалы и оборудование.
Учащимся разрешается пользоваться справочным материалом, черновиком и линейкой. Калькуляторы во время проведения работы не используются.