Спецификация (зкспертиза)

контрольной работы (пробного экзамена)  по математике

для 9 класса за 2013 – 2014 учебный год

 

1.Назначение контрольной работы:

 оценить уровень овладения учащимися 9 класса образовательными стандартами основной школы по математике;

 проверить готовность учащихся к экзамену по математике;

 выявить учащихся, требующих особого внимания при проведении заключительных консультаций по подготовке к итоговой аттестации;

выявить вопросы и задания, требующие дополнительных занятий.

2.      Документы, определяющие содержание контрольной работ

Содержание контрольной работы определяется на основе следующих документов:

-Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)

-Приказ Минобрнауки России от 17,12,2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

      -Федеральный компонент государственного стандарта основного общего        образования. Математика. (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.);

     -Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 кл. и Геометрия 7-9 кл./ Сост. Т.А.Бурмистрова.-М.: Просвещение, 2009;

     -Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.  Дорофеев и др. - М.: Дрофа, 2000;

     -Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации по математике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;

    -демонстрационный вариант экзаменационной работы.

3.      Структура контрольной работы

Структура контрольной работы полностью соответствует структуре экзаменационной работы.

4.      Характеристика работы:

Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть I), 4 задания повышенного уровня (часть II) и 2 задания высокого уровня сложности (часть II). Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».

Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части I – 8 заданий; в части II – 3 задания. Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части I -5 заданий, в части II – 3 задания с полным решением. Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий: все задания  - в части I.

5.      Распределение заданий по содержательным разделам, проверяемым умениям и способам деятельности

Выполнение контрольной работы по математике требует от учащихся применения специальных предметных умений. Эти умения проверяются на основе содержательных разделов курса математики основной школы.

В таблице  представлена информация об общем количестве и типах заданий контрольной работы модуль «Алгебра» и «Геометрия».

                   5.1  Распределение заданий части I по разделам содержания

Название раздела содержания

Количество заданий

Числа и вычисления

2

Алгебраические выражения

2

Уравнения и неравенства

2

Числовые последовательности

1

Функции и графики

1

Геометрические фигуры и их свойства

1

Треугольник

1

Многоугольники

1

Окружность и круг

1

Измерение геометрических величин

1

5.2      Распределение заданий части 2 по разделам содержания

Название раздела содержания

Количество заданий

Алгебраические выражения

1

Текстовая задача

1

Функции и графики

1

Треугольники и углы.

1

Задача на доказательство

1

Площадь трапеции и подобие треугольников

1

5.3       Распределение заданий части I по требованиям

Название требования

Количество заданий

Уметь выполнять вычисления и преобразования

2

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

2

Уметь решать уравнения, неравенства и их системы

3

Уметь строить и читать графики

1

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами

4

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения

1

Решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов

2

Анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках

2

Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

1

Осуществлять практические расчеты по формулам

1

Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики

1

5.4    Распределение заданий части II по требованиям

Название требования

Количество заданий

Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений

1

Умение решать текстовую задачу на производительность

1

Умение строить и читать графики функций

1

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами

2

Проводить доказательные рассуждения при решении задач

1

5.5  Распределение заданий части I по категориям познавательной деятельности

Категория познавательной деятельности

Число заданий

Модуль «Алгебра»

 

Знание/ понимание

3

Применение алгоритма

3

Применение знаний для решения математической задачи

2

Модуль «Геометрия»

 

Знание / понимание

1

Применение знаний для решения математической задачи

3

Рассуждение

1

                     5.6   Распределение заданий работы по уровню сложности

Контрольная работа состоит из  заданий трех уровней.

К необходимому базовому уровню относятся задания, позволяющие выяснить насколько учащиеся овладели знаниями и умениями на уровне стандарта. К программному уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько учащиеся овладели знаниями и умениями на уровне авторской программы. К максимальному уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания и умения в нестандартной ситуации, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.

 

Количество

заданий

Уровень сложности

 

Процентное содержание

 

Задания части I модуль «Алгебра»

8

Базовый уровень сложности

 

 

76%

Задания части I модуль «Геометрия»

5

Базовый уровень сложности

Задания модуля «Реальная математика»

7

Базовый уровень сложности

Задания №21 и №24

2

Программный уровень сложности

 

8%

Задания №22 и №25

2

Повышенный уровень сложности

8%

Задания №23 и №26

2

Максимальный уровень сложности

 

8%

6        Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

Для оценивания результатов выполнения работ используется общий балл. В таблице приводится система формирования общего балла

Максимальный балл за работу в целом – 38.

Задания, оцениваемые одним баллом, считаются выполненными верно, если указан номер верного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом), или правильно соотнесены объекты двух множеств и записана соответствующая последовательность цифр (в заданиях на установление соответствия)

Модуль «Алгебра»

Максимальное количество баллов за одно задание

Максимальное количество баллов

Часть I

Часть II

За часть I

 

За часть II

 

За модуль в целом

 

№ 1 - 8

№21

№22

№23

1

2

3

4

8

9

17

Модуль «Геометрия»

Максимальное количество баллов за одно задание

Максимальное количество баллов

Часть I

Часть II

За часть I

 

За часть II

 

За модуль в целом

 

№ 9 -13

№24

№25

№26

1

2

3

4

5

9

14

 

 

 

 

 

Модуль «Реальная математика»

Максимальное количество баллов за одно задание

Часть I. №14 - 20

Максимальное количество баллов за модуль в целом

1

7

Минимальный результат выполнения работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта – 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трех модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика».

Шкала пересчета первичного балла за выполнение работы в целом в отметку по математике

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный балл за работу в целом

0-7

8-15

16-22

23-38

7        Время выполнения контрольной работы

На выполнение работы отводится 235 минут

8        Условия проведения контрольной работы

Во время проведения контрольной работы (пробный экзамен) в аудиторию не допускаются специалисты по математике. Использование диной инструкции по проведению работы позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием.

9        План контрольной работы.

Контрольная работа составлена в четырех вариантах.   Тексты заданий взяты из Банка заданий к ГИА по математике. Работа составлена по подобию демонстрационного варианта 2014 г.

Текст первого варианта прилагается

10     Дополнительные материалы и оборудование.

Учащимся разрешается пользоваться справочным материалом, черновиком и линейкой. Калькуляторы во время проведения работы не используются.