Утверждено                                             

                                                                                                                            Приказ от 30. 09.2014г. № 87

 

Положение о службе школьной медиации

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:

 Конституцией Российской Федерации;

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Семейным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенцией о правах ребенка;

Конвенцией о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

1.2.  Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с областным ресурсным Центром, органом опеки и попечительства

 Богучарского  муниципального района, с органами государственной и муниципальной власти, учреждениями социальной защиты, здравоохранения

и образования, правоохранительными органами.

 1.3. Служба функционирует в соответствии с планом работы службы на год, положением о службе школьной медиации.

  

2.       2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для

 полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их

 в конфликт с законом.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

 - создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и

 интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном

положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные

 деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

 - создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми,

 попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с

 девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

 - внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних,

 вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;

 - интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание  служб школьной медиации в

 образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

 - повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам

 риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским

 стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

 - повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в

 повседневной педагогической практике;

 - обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание

условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

 - развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых,

путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

 - разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской

работы среди коллег и родителей;

 - предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

 - обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре

 медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов

 среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);

 - координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди

 младших и средних школьников;

обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли  медиатора


при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;

 - использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма,

 табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;

 - использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

 - использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию

 условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними

 правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам

 несовершеннолетних и защите их прав;

 - использование медиативного подхода как основы для сохранения коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-

нравственных ценностей.

4. СОСТАВ

Служба школьной медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации,

учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

5. КОМПЕТЕНТНОСТЬ

5.1 Ключевыми индикаторами уровня благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых

 основам медиации, а также обучению детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;

 - снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

 - сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

 - формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

 - повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

5.2. Служба имеет право:

- привлекать к сотрудничеству специалистов других организаций для улучшения качества работы;

- принимать участие в конференциях, семинарах по профилю деятельности Службы;

- вносить предложения администрации учреждения по улучшению качества работы Службы.

5.3. Служба обязана:

-соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка учреждения, организовывать свою деятельность в соответствии с данным Положением;

-знать и использовать в своей деятельности законодательные и правовые акты социального обслуживания несовершеннолетних и их семей;

- сдавать отчеты о проделанной работе по кварталам   в областной ресурсный  центр школьной медиации;

- по мере необходимости заниматься подготовкой информации и отчетов о деятельности Службы для различных ведомств, учреждений и

 организаций;

-соблюдать конфиденциальность в отношении неразглашения информации о детях; - работать в тесном взаимодействии с муниципальными

 органами опеки и попечительства.