Утверждено
Приказ от 30. 09.2014г. № 87
Положение о службе школьной медиации
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенцией о правах ребенка;
Конвенцией о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге 1980, 1996, 2007 годов;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
1.2. Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с областным ресурсным Центром, органом опеки и попечительства
Богучарского муниципального района, с органами государственной и муниципальной власти, учреждениями социальной защиты, здравоохранения
и образования, правоохранительными органами.
1.3. Служба функционирует в соответствии с планом работы службы на год, положением о службе школьной медиации.
2. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для
полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их
в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и
интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном
положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные
деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми,
попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с
девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
- внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних,
вступивших в конфликт с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в
образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
- повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам
риска, существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским
стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в
повседневной педагогической практике;
- обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание
условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
- развитие международного сотрудничества в области применения медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых,
путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской
работы среди коллег и родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре
медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов
среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);
- координация действий участников «групп равных» в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди
младших и средних школьников;
- обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных» конфликтов между сверстниками, а также участие в роли медиатора
при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма,
табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию
условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними
правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
- использование медиативного подхода как основы для сохранения коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовно-
нравственных ценностей.
4. СОСТАВ
Служба школьной медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации,
учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
5. КОМПЕТЕНТНОСТЬ
5.1 Ключевыми индикаторами уровня благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:
снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых
основам медиации, а также обучению детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
- снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
5.2. Служба имеет право:
- привлекать к сотрудничеству специалистов других организаций для улучшения качества работы;
- принимать участие в конференциях, семинарах по профилю деятельности Службы;
- вносить предложения администрации учреждения по улучшению качества работы Службы.
5.3. Служба обязана:
-соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка учреждения, организовывать свою деятельность в соответствии с данным Положением;
-знать и использовать в своей деятельности законодательные и правовые акты социального обслуживания несовершеннолетних и их семей;
- сдавать отчеты о проделанной работе по кварталам в областной ресурсный центр школьной медиации;
- по мере необходимости заниматься подготовкой информации и отчетов о деятельности Службы для различных ведомств, учреждений и
организаций;
-соблюдать конфиденциальность в отношении неразглашения информации о детях; - работать в тесном взаимодействии с муниципальными
органами опеки и попечительства.