Информация о реализуемых федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах

Общие особенности реализации ФГОС 


Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП)  МКОУ «Варваровская ООШ» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (далее – приказ Минобрнауки России № 373). 

Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом 
ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск  нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. 

Согласно п. 8 ФГОС основными результатами образования в начальной школе являются: 

·         становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; 

·         формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе (т. е. индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, сфере саморегуляции); 

·         духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; 

·         укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. 

В 2011/2012 учебном году коллектив МКОУ «Варваровская ООШ» приступил к реализации ФГОС в 1-м классе начальной школы. На обучение по ФГОС перешли 6 человек. В 2012/2013 учебном  году начали обучение по ФГОС 2 человека, в 2013/2014 учебном  году – 5 человек.

В МКОУ «Варваровская ООШ» переход на ФГОС осуществлен через: 

·         изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС; 

·         составление ООП; 

·         внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации ООП; 

·         анализ соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП в МКОУ «Варваровская ООШ» требованиям ФГОС; 

·         информирование родителей школьников начальной ступени обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. 

По итогам 2011/2012 и 2012/2013 учебного года был подготовлен анализ работы по реализации ФГОС в начальной  школе. 

Цель анализа работы по реализации ФГОС: определить эффективность введения ФГОС в  начальной школе, выявить проблемы и наметить пути их решения. 

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС 
В  МКОУ «Варваровская ООШ» создана нормативно-правовая база, которая включает документы  федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ: 
федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС: 

– ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России № 373; 
– приказ Минобрнауки России № 373; 
– письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; 

- локальные акты ОУ по введению ФГОС: 
– приказ об утверждении ООП; 

– приказ об утверждении учебного плана начальной школы. 

Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС: 

·         разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС; 

·         разработаны и утверждены программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; 

Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации  ФГОС в МКОУ «Варваровская ООШ» :

·         педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ОУ на работу по ФГОС, разработаны необходимые для реализации ФГОС локальные документы; 

·         в план внутришкольного контроля ОУ на 2011/2012 учебный год были включены мероприятия по контролю введения ФГОС и реализации ООП в начальной школе.

Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС 
Начиная с 2011 года было организовано методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС: 

осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы на базе ВОИПКРО.
проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП; 

проведён анализ  заданий уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы по разлным предметам; 

организована психолого-педагогическая диагностическая работа: 

– педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников с использованием диагностических методик.
Также организована работа педагогов по темам: 
–– "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных на реализацию идеи целостного развития личности в образовательной деятельности"; 
– "Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся универсальных учебных действий"; 
– "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"; 

-  проводился мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности по интересам.

Итоговые работы  выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у большинства обучающихся сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

 Выводы по итогам реализации методического сопровождения перехода МКОУ «Варваровская ООШ» на работу по ФГОС:

·         в течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся 1, 2, 3  класса; 

·         организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания. 

Задача совершенствования организации методического сопровождения МКОУ «Варваровская ООШ» по ФГОС: на основе аналитической деятельности корректировать работу педагогов для последующего обучения в условиях ФГОС. 

Информационное обеспечение введения ФГОС в ОУ 

Начиная с  2011/2012 учебного года в МКОУ «Варваровская ООШ» проводились родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта. 
Информация о ходе введения ФГОС размещена на сайте школы. 
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в МКОУ «Варваровская ООШ»: в ОУ в полной мере организовано ознакомление педагогов и родителей обучающихся с особенностями организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС. 

Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС в МКОУ «Варваровская ООШ» в 2013/2014 учебном году: 

·         продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного  процесса по вопросам введения и реализации ФГОС, осуществлять взаимодействие  между участниками образовательного процесса. 

·         обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС . 

·         фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения обучающимися  ООП средствами информационно-образовательной среды ОУ. 

Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС 
В 2011/2012 учебном году  в МКОУ «Варваровская ООШ» улучшено материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса в начальной школе. 

Согласно требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в классах  начальной школы была произведена замена ученической мебели на регулируемую. 
Расширен методический фонд начальной школы (таблицы, наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы). Получено новое оборудование. В каждый кабинет установлены: ноутбук, интерактивная доска, проектор, принтер. Имеется цифровой микроскоп, фотоаппарат,

 При организации обучения в начальных классах используется УМК развивающей ОС

"Школа 2100" .

Организация внеурочной деятельности: в 2013/2014 уч. году учащиеся начальных классах посещают следующие кружки: Краеведение, Школа докторов природы, Мир оригами, Занимательная математика, Удивительный мир слов, Юный эколог.        

Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. В школе организован доступ к Интернету. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности
Вывод по итогам анализа материально-технического обеспечения перехода МКОУ «Варваровская ООШ»  на работу по ФГОС в 2011/2012 уч. г.: материально-техническая база ОУ соответствует требованиям ФГОС к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в начальной школе. 
Задача совершенствования методического обеспечения перехода МКОУ «Варваровская ООШ»  на работу по ФГОС в 2014/2015 уч. г.: продолжить совершенствовать методическую базу ОУ для успешного введения ФГОС в 4 классе. 
Контроль выполнения работы ОУ по ФГОС 

В 2011/2012 учебном год  в МКОУ «Варваровская ООШ» была подготовлена в полном объеме вся необходимая документация, обеспечивающая переход ОУ на ФГОС. 
проведены родительские собрания и консультации с родителями по проблемам введения ФГОС; 
два педагога начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме "ИКТ-компетентность учителя начальных классов".

Вывод по итогам анализа контроля выполнения плана перехода на работу в МКОУ «Варваровская ООШ»  по ФГОС в 2011/2012 учебном году: первые результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами ОУ.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

·         положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);

·         использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

·         ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

·         осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;

·         возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;

·         положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

Следует наметить пути решения выявленных проблем в 2012/2013 учебном  году. Для этого необходимо:

·         активно включиться в процесс реализации ФГОС;

·         проанализировать структуры рабочих программ курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

·         подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС (физической культуры, иностранного языка).