Информация о реализуемых федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах
Общие особенности реализации ФГОС
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП)
МКОУ «Варваровская ООШ» определяет содержание и организацию образовательного
процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование
общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв.
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования" (далее – приказ Минобрнауки России № 373).
Начальная школа является составной частью системы непрерывного
образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству,
воспитывать в каждом
ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и
самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем,
осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию,
коммуникацию.
Согласно п. 8 ФГОС основными результатами образования в начальной школе являются:
· становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
· формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе (т. е. индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, сфере саморегуляции);
· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
· укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В 2011/2012 учебном году коллектив МКОУ «Варваровская ООШ» приступил к реализации ФГОС в 1-м классе начальной школы. На обучение по ФГОС перешли 6 человек. В 2012/2013 учебном году начали обучение по ФГОС 2 человека, в 2013/2014 учебном году – 5 человек.
В МКОУ «Варваровская ООШ» переход на ФГОС осуществлен через:
· изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС;
· составление ООП;
· внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации ООП;
· анализ соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП в МКОУ «Варваровская ООШ» требованиям ФГОС;
· информирование родителей школьников начальной ступени обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
По итогам 2011/2012 и 2012/2013 учебного года был подготовлен анализ работы по реализации ФГОС в начальной школе.
Цель анализа работы по реализации ФГОС: определить эффективность введения ФГОС в начальной школе, выявить проблемы и наметить пути их решения.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС
В МКОУ «Варваровская ООШ» создана нормативно-правовая база, которая
включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты
ОУ:
федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС:
– ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России № 373;
– приказ Минобрнауки России № 373;
– письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования";
- локальные акты ОУ по введению ФГОС:
– приказ об утверждении ООП;
– приказ об утверждении учебного плана начальной школы.
Кроме этого, проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС:
· разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС;
· разработаны и утверждены программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
Выводы по итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС в МКОУ «Варваровская ООШ» :
· педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ОУ на работу по ФГОС, разработаны необходимые для реализации ФГОС локальные документы;
· в план внутришкольного контроля ОУ на 2011/2012 учебный год были включены мероприятия по контролю введения ФГОС и реализации ООП в начальной школе.
Методическое сопровождение перехода ОУ на работу по ФГОС
Начиная с 2011 года было организовано методическое сопровождение перехода ОУ на
работу по ФГОС:
осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы на базе ВОИПКРО.
проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и
личностные результаты освоения обучающимися ООП;
проведён анализ заданий уровневого характера, входного, промежуточного и
итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП
обучающимися начальной школы по разлным предметам;
организована психолого-педагогическая диагностическая работа:
– педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших
школьников с использованием диагностических методик.
Также организована работа педагогов по темам:
–– "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных на
реализацию идеи целостного развития личности в образовательной деятельности";
– "Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся универсальных
учебных действий";
– "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
младших школьников";
- проводился мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности по
интересам.
Итоговые работы выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у большинства обучающихся сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Выводы по итогам реализации методического сопровождения перехода МКОУ «Варваровская ООШ» на работу по ФГОС:
· в течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся 1, 2, 3 класса;
· организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания.
Задача совершенствования организации методического сопровождения МКОУ «Варваровская ООШ» по ФГОС: на основе аналитической деятельности корректировать работу педагогов для последующего обучения в условиях ФГОС.
Информационное обеспечение введения ФГОС в ОУ
Начиная с 2011/2012 учебного года в МКОУ «Варваровская ООШ» проводились
родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на
ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта.
Информация о ходе введения ФГОС размещена на сайте школы.
Вывод по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в МКОУ
«Варваровская ООШ»: в ОУ в полной мере организовано ознакомление педагогов и
родителей обучающихся с особенностями организации образовательного процесса в
начальной школе в соответствии с ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС в МКОУ
«Варваровская ООШ» в 2013/2014 учебном году:
· продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС, осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.
· обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС .
· фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения обучающимися ООП средствами информационно-образовательной среды ОУ.
Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС
В 2011/2012 учебном году в МКОУ «Варваровская ООШ» улучшено
материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса в
начальной школе.
Согласно требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№ 189, в классах начальной школы была произведена замена ученической мебели на
регулируемую.
Расширен методический фонд начальной школы (таблицы, наглядные пособия, цифровые
образовательные ресурсы). Получено новое оборудование. В каждый кабинет
установлены: ноутбук, интерактивная доска, проектор, принтер. Имеется цифровой
микроскоп, фотоаппарат,
При организации обучения в начальных классах используется УМК развивающей ОС
"Школа 2100" .
Организация внеурочной деятельности: в 2013/2014 уч. году учащиеся начальных классах посещают следующие кружки: Краеведение, Школа докторов природы, Мир оригами, Занимательная математика, Удивительный мир слов, Юный эколог.
Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. В школе организован
доступ к Интернету. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром
безопасности.
Вывод по итогам анализа материально-технического обеспечения перехода МКОУ
«Варваровская ООШ» на работу по ФГОС в 2011/2012 уч. г.:
материально-техническая база ОУ соответствует требованиям ФГОС к
материально-техническому обеспечению образовательного процесса в начальной
школе.
Задача совершенствования методического обеспечения перехода МКОУ «Варваровская
ООШ» на работу по ФГОС в 2014/2015 уч. г.: продолжить совершенствовать
методическую базу ОУ для успешного введения ФГОС в 4 классе.
Контроль выполнения работы ОУ по ФГОС
В 2011/2012 учебном год в МКОУ «Варваровская ООШ» была подготовлена в полном
объеме вся необходимая документация, обеспечивающая переход ОУ на ФГОС.
проведены родительские собрания и консультации с родителями по проблемам
введения ФГОС;
два педагога начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме
"ИКТ-компетентность учителя начальных классов".
Вывод по итогам анализа контроля выполнения плана перехода на работу в МКОУ
«Варваровская ООШ» по ФГОС в 2011/2012 учебном году: первые результаты
внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и
развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами ОУ.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами
ФГОС:
· положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
· использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
· ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
· осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
· возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
· положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
Следует наметить пути решения выявленных проблем в 2012/2013 учебном году. Для этого необходимо:
· активно включиться в процесс реализации ФГОС;
· проанализировать структуры рабочих программ курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
· подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС (физической культуры, иностранного языка).